Джон Делореан. Взлет и падение создателя “Машины времени” | Svezhee.kz

Джон Делореан. Взлет и падение создателя “Машины времени”

Джон Делореан. Взлет и падение создателя “Машины времени”

DeLorean DMC-12 – один из самых известных автомобилей 20-го века. И на то есть ровно три причины – три части культового фильма “Назад в будущее”, где автомобиль сыграл одну из главных ролей, путешествуя во времени вместе с “Доком” Эмметом Брауном и Марти Макфлаем. Казалось бы, после такого мощного пиара DMC-12 должна была продаваться как горячие пирожки. Но, к сожалению, к 1985 году, когда первый фильм трилогии Роберта Земекиса вышел в прокат, DMC-12 уже не выпускался. Да что там, даже компании Джона Делореана на тот момент не существовало.

Джон Делореан – отец-основатель DeLorean Motor Company и создатель DMC-12 был очень яркой личностью. Родившись в 1925 году в семье простого работника на конвейере Ford и плотника по совместительству, Джон смог сделать головокружительную карьеру в автобизнесе, а также стал автором множества изобретений, без которых мы не можем представить современные автомобили.

Впрочем, давайте по порядку. “Хорошее образование – залог успеха” – эту истину Джон понял еще в юности и старательно учился. Его успехи не остались незамеченными, что позволило выходцу из небогатой семьи получить стипендию в Лоуренсовском технологическом университете. Специальность молодой Делореан долго не выбирал – естественно, машиностроение. Детство, проведенное в отцовском гараже за сборкой Ford Model-A, и посещение конвейера Ford привили мальчишке большую любовь к автомобилям.

Джон Делореан времен Packard

Успешно закончив университет, несмотря на перерыв, во время которого он отдавал свой долг родине в армии США, Делореан углубляет свои знания в магистратуре Крайслеровского института и отправляется на свою первую работу. Он становится инженером-технологом в компании Chrysler.

Но работа оказывается скучной для пытливого ума юного инженера, и уже через несколько месяцев он уходит в ныне не существующую, а тогда вполне преуспевающую компанию Packard, где занимается разработкой новой коробки передач, которая получит название Twin-Ultramatic, а также другими инженерными проектами.

Джона всегда ценили как отличного инженера

Его известность, как инженера и изобретателя стремительно растет в автомобильных кругах и, как результат, в 1956 году, после продажи Packard компании Studebaker, глава корпорации General Motors Оливер Келли предлагает Делореану самому решить, в каком из подразделений GM он хочет продолжить свою работу. Доверие на столь высоком уровне буквально окрыляет Джона и, выбрав Pontiac, он с удвоенной энергией начинает работать на благо корпорации.

Работа в Pontiac - большой успех Делориана как инженера и менеджера

Именно во время работы в Pontiac на инженерных должностях, то есть с 1956 до 1965 года (1956-1961 – инженер, 1961-1965 – главный инженер) Джон Делореан стал звездой автомобилестроения. Во-первых, он создал Pontiac GTO – первый из многочисленного рода Muscle-car – ярких и мощных автомобилей, который популярны в США по сей день. А во-вторых, изобрел множество вещей, которые вы даже не представляете современные автомобили. К примеру, на его счету шарнирные дворники для лобового стекла и мигающие “поворотники”. Ну а в общей сложности на имя Делореана-инженера за эти году зарегистрировано более 200 патентов!

Джон рядом с одним из своих потрясающих Pontiac - модель Firebird

И вновь успехи Делореана не ускользают от глаз руководства General Motors и в 1965 году он переходит с инженерной работы на менеджерскую, становясь президентом Pontiac. Удивительно, но и здесь Джон успешен. Под его управлением подразделение становится еще более успешным, принося огромную прибыль и вытягивая весь концерн, оказавшийся в конце 60-х годов в глубоком кризисе. Затем он спасает Chevrolet, руководя им с 69-го по 72 год, а уже после этого становится вице-президентом всей General Motors с годовой зарплатой в 650 тысяч долларов, что на сегодняшний день равно 1,5 миллионам долларов.

Успешный топ-менеджер Джон Делориан

Казалось бы, вот он успех. Но именно на этом этапе в карьере Джона Делореана произошел сбой. Став вторым человеком в одной из крупнейших корпораций мира Джон не смог выжить в этом мире интриг и обмана. И, как результат, ушел в отставку уже в 1973 году.

И ладно бы просто ушел. Нет! Джон решил, что о закулисных играх в General Motors должен узнать весь мир и написал книгу “General Motors в истинном свете”, где без утайки рассказал обо всем, даже самом неприглядном. Естественно в General Motors он стал персоной нон-грата и чуть ли не главным врагом корпорации. Впрочем, самоуверенного Делореана это мало волновало. А зря…

Та самая книга Делореана о General Motors сейчас тоже коллекционная вещь

Вырвавшись из корпоративной рутины, все еще молодой (ему еще не было и 50) и полный сил Джон Делореан решил, что он достаточно знает и умеет для организации собственной компании. Так и появилась DeLorean Motor Company, зарегистрированная в 1975 году.

В создание компании и ее первого автомобиля DMC-12 Джон вложил все свои инженерные и управленческие таланты. Разработка автомобиля была распределенной. Джон в соавторстве со своим бывшим коллегой по Pontiac Уильямом Коллинсом разрабатывали общую концепцию автомобиля, который по их мнению должен быть быстрым и футуристичным заднемоторным спортивным купе с двумя дверями типа “чайка”, но при этом надежным и недорогим.

 

Этот концепт понравился смежникам, в роли которых выступили британская Lotus Engineering во главе с легендарным инженером Колином Чепменом, ответственная за доводку ходовых качеств, инженерную реализацию и документацию, и итальянской Italdesign во главе с не менее легендарным Джорджетто Джуджаро, которая отвечала за дизайн автомобиля и его интерьера.

Работа спорилась даже не смотря на проблему с комплектующими. Делореан первоначально хотел использовать с DMC-12 подвеску и мотор от Chevrolet Corvette, но этому логично воспротивились обиженные боссы General Motors и проект пришлось срочно переделывать под новый мотор, совместно разработанный Peugeot, Volvo и Renault. Впрочем, их шестицилиндровый мотор объемом 2,9 литра и мощностью 135 сил неплохо подошел машине, а использованная Чепменом подвеска от будущего Lotus Esprit Turbo оказалась даже лучше “корветтовской”.

Один из поздних прототипов DMC-12

Удивительными в DMC-12, кстати, были не только двери, но и сам кузов, который выполнялся из композитов и оклеивался листами неокрашенной нержавеющей стали, что по мнению создателей делало его практически вечным, а также позволяло упростить производство и сделать автомобиль дешевле. Смущала во всем этом только невозможность выбора цвета кузова – ведь он всегда был цвета стали, но этот момент показался создателям не критичным.

Невероятно стильный и футуристичный автомобиль для начала 80-х

Первый прототип приземистого и космического по дизайну DMC-12 был готов уже в 76-ом году и Джон, оставив коллегам доводку автомобиля, занялся решением самой сложной задачи – организацией серийного производства. Дело в том, что производить машину малыми партиями он не хотел, а на запуск полноценного завода нужно было более 200 миллионов долларов, которых у Делореана, естественно не было. Но была идея где их раздобыть…

Двери придают DMC-12 особый шик

Часть необходимых денег он привлек с помощью известных инвесторов и дилеров, которым предлагал инвестиции в обмен на право реализации DMC-12, но большую часть планировал покрыть за счет государственных средств. Что в итоге и удалось реализовать: Великобритания в то время как раз пыталась снизить социальную напряженность в Северной Ирландии и с удовольствием инвестировала в завод DeLorean Motor Company впечатляющие 200 миллионов долларов в обмен на обещание построить завод в Белфасте и обеспечить работой местное население. Это был личный успех Джона.

И интерьер отнюдь не безвкусный. Эх, если бы не качество сборки...

Строительство ультрасовременного завода длилось до начала 1981 года, вместо запланированного финала в 1979, но это не сильно огорчало компанию и его главу, ведь в итоге проект доведен до “нулевой” точки – под Белфастом стартовало серийное производство DeLorean DMC-12 – автомобиля, который должен был короновать Джона Делореана и принести ему небывалый успех.

Серийное производство DMC-12 наконец стартовало!

Во многом это действительно был успех – DMC-12 восхищал потенциальных покупателей дизайном и возможностями (10,5 секунд на разгон с места до ста км/ч, и максимальная скорость 177 км/ч), что они с радостью оформляли предзаказы, а дилерские центры атаковали Делореана с требованием поставить больше DMC-12 и как можно быстрее.

Кстати, именно тогда в одном из шоу-румов Калифорнии, DMC-12 увидел один из помощников Роберта Земекиса, который только планировал снимать “Назад в будущее” и убедил шефа использовать в качестве машины времени именно DMC-12, а не холодильник, как планировалось изначально.

DeLorean DMC-12 один из главных героев трилогии "Назад в будущее"

Но горькое похмелье и проблемы пришли в DeLorean Motor Company очень быстро. Великий менеджер, казалось, предусмотрел все, но упустил действительно важный момент – сотрудники завода в большинстве своем не имели никакого опыта, а потому качество автомобилей оказалось пугающе низким. Естественно, в этом направлении сразу начали работать. Обучение сотрудников завода, создание в США (а это основной рынок для DMC-12) специальных центров качества, которые доводили до кондиции уже выпущенные машины перед передачей их покупателям уже начали было давать результаты, но проблемы валились как снежный ком – недостаток средств не позволял выплачивать дилерам компенсации за гарантийный ремонт уже проданных автомобилей и те, в свою очередь стали отказывать в ремонте клиентам, что очень негативно сказалось на имидже DMC-12.

Впрочем, Джон Делореан наверняка нашел бы выход из сложившейся ситуации, тем более качество заметно росло каждый месяц. Но в октябре 1982 года, когда в ситуации DeLorean Motor Company наконец-то наметился прорыв и нашлись инвесторы которые должны были решить все финансовые проблемы и вывести компанию на новый уровень (в том числе обеспечить выпуск новой модели – четырехдверного седана DMC-24), на руках основателя и главы компании защелкнулись наручники – ФБР предъявила Джону Делореану обвинение в торговле наркотиками в особо крупном размере…

Делориан вроде выправляет ситуацию в компании, но агенты ФБР поставили крест на спасении DMC

На самом деле отношения к тем 25 килограммам кокаина Джон Делореан не имел, что в итоге потом и признал суд, полностью его оправдав и признав дело сфабрикованным. Кто за этим стоял официально не было сообщено, но у историков нет сомнений, что это была месть за ту самую книгу, в которой Джон раскрыл всю правду о General Motors.

Впрочем, оправдание Делореана никак не помогло DMC. Как только главу компании арестовали, все потенциальные инвесторы поспешили отказаться от предоставления финансов и лишенная главы компания стремительно теряла деньги. Так стремительно, что уже через месяц после ареста Делореана, DeLorean Motor Company была признана банкротом. Спасти компанию от краха не смога даже оправданный основатель – он бился над этим до 1988 года, но так и не преуспел. Его мечты сделать DMC равной по производству другим крупным американским автопроизводителем и стать четвертым в “большой тройке” разбились о нелепые последствия большой собственной глупости и честности.

DMC-12 с партнером по фильму - Кристианом Ллойдом, сыгравшим Дока

Проработав всего год и 11 месяцев завод под Белфастом был закрыт, выпустив около 9000 DMC-12, 2000 из которых были проданы уже после банкротства компании. В общем, полный провал. Фактически DeLorean Motor Company была обречена на забвение и вхождение в один ряд с сотнями и тысячами таких же неудачников, которые не смогли удержаться на плаву и десятилетия.

Постаревший Джон Делориан с фанатами автомобиля его имени

Но в 1985 году выходит на большие экраны первая часть трилогии “Назад в будущее” и DMC-12 в мгновение ока становится культовым автомобилем и мечтой всех мальчишек и уже не мальчишек. За автомобилями гоняются ценители и коллекционеры и всем плевать на низкое качество сборки и надежность. Если бы DeLorean Motor Company дотянула до этого момента хотя бы в относительно бодром здравии, но ее бы ждал неминуемый успех. Но, история не знает сослагательного наклонения, а в реальной жизни DMC-12 так и остался единственной моделью марки. Яркой, культовой, но единственной – что до конца жизни угнетало невероятно яркого, умного и талантливого инженера и руководителя Джона Делореана, умершего от последствий инсульта в 2005 году, в возрасте 80 лет.

У нас только свежие новости!
Свежие комментарии
  • 10 причин, почему вы никогда не найдете парня в Шымкенте

    Комментатор выше как раз подпадает под пункт 6. Обвинил в том, что у автора есть собственное мнение, еще и оскорбил на тему ее семьи

    БОЛЬШЕ
  • 10 причин, почему вы никогда не найдете парня в Шымкенте

    Извините конечно, думаю журналистка которая написал сама из неблагополучной семи и мыслит тоже плоско (

    БОЛЬШЕ
  • Игры для взрослых

    Первый вариант с Кабаевой мне больше всех нравится. Срочно заказываю обруч)))

    БОЛЬШЕ
У нас только свежие новости!